Вторник, 30.04.2024, 05:00
Приветствую Вас, Гость | RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы на выступления (снминары, конференции и т.п.)

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОГЕНЕЗА УКРАИНСКОГО НАРОДА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
               Результаты выборов в Верховную Раду Украины, которые состоялись 30 сентября 2007 года, еще раз довели несостоятельность политических лидеров (лидеров политических сил) сплотить (консолидировать) украинский народ вокруг одной общей идеи последующего развития Украины.

Автор считает, что причина этого – отличие национальной идентичности жителей разных географических областей Украины.

Опираясь на это, ставим целью выделить главные факторы национальной идентичности украинского народа, особенное внимание уделив историческим процессам ее формирования (этногенеза); предоставить рекомендации относительно консолидации украинского народа.

Для выделения главных факторов национальной идентичности народа представим, по мнению автора, наиболее приемлемую в данном случае интерпретацию термина «национальная идентичность». Следовательно национальная идентичность – осознание собственного согласия и причастности к ряду ценностей относительно родного языка, религии, этических норм, культурного наследия, которые закреплены в единственной системе политических и общественных организаций государства.

Формирование этнического самосознания украинского народа неразрывно связано с формированием самого народа (этногенезом). Поэтому, рассматривая украинскую культуру, нельзя не остановиться на проблемах этногенеза украинцев. Напомним основные взгляды:

1) теория «исконности» – украинцы существуют столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30–40 тысяч до 2–3 млн. лет;

2) теория автохтонности (М.Грушевский), согласно с которой этническую основу украинцев составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;

3) теория «единственной колыбели» (которая была общепринятой в СССР в 1950–80-ые годы): зарождение и развитие трех близких славянских народов из единственной древнерусской народности;

4) теория «независимого развития отдельных восточнословянских народов», то есть украинцев, россиян, белорусов, которая получила распространение в последнее время.

Проведем общий экскурс в украинскую историю, чтобы сформировать представление о том, как формировался украинский этнос.

Сегодня подчеркивается, что Киевская Русь была полиэтничным, то есть многонациональным государством. В основном в современной литературе началом нациогенезиса украинцев считается период Киевской Руси, хоть он и не достиг тогда завершения. Впоследствии в результате неблагоприятных исторических обстоятельств этот процесс был прерван и возобновился в полную силу в XV–XVII столетиях. В этом, вероятно, и заключается специфика этногенеза украинцев.

Украинский этнос окончательно сформировался на рубеже XVI–XVII веков, причем катализаторами этого процесса стали угроза физического уничтожения со стороны Степи (образование Крымского ханства – вассала османской империи), национальный гнет польской шляхты и внутренняя измена элиты – переход аристократии к католичеству и заключению церковной унии. На волне национальной борьбы рослое национальное самосознание. Последняя оказалась на бытовом уровне в осознании своей принадлежности к «русскому народу», а на высшем, идеологическом уровне – в борьбе за национальные права, за православие, за создание национальных государственных институтов и атрибутов.

Сложность этнической истории украинцев отразилась и в разнообразии самоназваний (этнонимов), названий со стороны других народов, а также названий страны и государства. С момента зарождения украинского этноса ключевым было понятие Русь. Причем в разные периоды доминировали такие его варианты: VI–XI ст. – Русь; с 1395 г. – Малая Русь; в XVII–XVIII ст. – Малороссия; XIX ст.-начало ХХ ст. – Украина-Русь. Признание названия «Украина» (впервые упомянуто в 1187 г.) состоялось в XVII веке, но тогда оно сосуществовало с другим – «Малороссия», которое приобрело широкое распространение после присоединения Украины к Московскому государству. Только с начала ХХ века этноним «Украина» стал доминирующим.

Следует выделить и такую особенность: сначала Русью, а затем Украиной называли центральную область, то есть Киевскую землю, а затем отсюда наименование «Русь» распространилось на все восточное славянство, а «Украина» позже на все украинство. То есть название «Русь» сформировалось как общеславянский термин, и именно поэтому Московское государство взяло его себе в название для утверждения концепции «Третьего Рима». Что касается названия «Украина», то есть несколько объяснений его происхождения: либо от «края» – границы со Степью, либо от слова «страна» другая версия – «край» как родина, отчизна, и др.

Что касается самоназвания «украинец», то оно долго было малораспространенным. Это во многом можно объяснить трудностями этносоциального развития. Синонимами выступали термины «казак», «казацкий народ», одновременно продолжали существовать и старые самоназвания «русськи», «русины». Только в условиях национального возрождения во второй половине XIX века окончательно утвердилось самоназвание «украинец». Таким образом, в этнической истории украинцев можно выделить три ключевые этнообъеденяющие самоназвания:

Сегодня украинцы составляют основное население государства Украина. Это один из наибольших народов Европы и второй по численности в славянском мире. Согласно с последней переписью (В 1989 г.) украинцы в своей стране составляли почти две трети населения (72,7%). Здесь проживало 84,8% украинцев, какие жили в тогдашнем СССР – 37,4 млн. В основном украинцы равномерно распределены по всей территории государства за исключением Крыма и юго-востока. В сельской местности они составляют до 90% населения, в городах – до 70%.

В мировом контексте украинцы принадлежат к славянской группе индоевропейской этнолингвистической семье. Украинский этнос состоит из:

Большое влияние на формирование этнического самосознания имеют миграционные процессы. Рассмотрим основные факторы миграции украинского народа и возникновения диаспор.

Условно выделяют несколько наибольших миграционных процессов украинского народа.

Восточную миграцию. Она проходила под воздействием таких процессов в Российской империи как российская территориальная экспансия на Юг и Восток и политика Московского государства относительно казачества – вытеснение казачества из Низового Поднипровъя и заселения казаками новых пограничных земель за пределами "Новоросии"; предоставление льготных условий для переселения славянской крестьянской людности в Сибирь и на Дальний Восток.

Вследствие этого сотни тысяч украинцев поселились за пределами территории собственно Украины, в смежных с ней регионах – Кубани, Приазовье, Центрально-черноземной области РФ, на Дунае. Значительное число украинцев переселилось в Сибирь и на Дальний Восток (восточная диаспора). В прежних советских республиках проживает: в Российской Федерации (Кубань, Приазовье, Центрально-черноземный район) – 4,4 млн. этнических украинцев, Казахстане – около 2 млн., Молдове – 561 тыс., Беларуси – 291 тыс.

Западную миграцию. На американский континент эмиграция происходила в основном из украинских земель, которые входили в состав Австро-Венгрии. Только в конце XIX-начала ХХ веке она составила свыше 700 тысяч человек.

Современные эмиграционные процессы активизировались после распада СССР. В дальнем зарубежье больше всего украинцев живет в США – приблизительно 1 млн., Канаде – сверх полмиллиона, в Аргентине и Бразилии по 200 тысяч, Польши – около 300 тысяч человек. Нужно отметить, что мощная компактная этническая масса украинцев, которая существовала на территории Польши (Холмщина, Пидляшшя), после проведенной в 1947 г. операции «Висла» по переселении их в западные воеводства фактически перестала существовать. Всего по официальным данным, на середину 1989 г. количество украинцев в мире составляло 46,2 млн. По некоторым современным оценкам, количество украинцев только в диаспоре достигает 20–30 млн., а общее количество составляет 60–70 млн.

Однако, невзирая на значительную эмиграцию, численность населения Украины росла. Да, в 1897 г. она составляла 28,4 млн., а в 1913 г. – уже 35,2 млн. В то же время начиная с XIX ст. в основном в результате освоения и промышленного развития Юга и Востока Украины, что привело к переселению сюда большой массы людей с других регионов Российского государства, удельный вес здесь украинцев уменьшался. Да, если в XVIII ст. украинцы составляли около 85% населения в пределах современной Украины, то в XIX ст. – приблизительно 80%, а в ХХ ст. – около 74%.

Отмеченные миграционные процессы привели к формированию следующей современной демографической картины в Украине (см. рис.1).

Рис.1. Соотношение этнических украинцев по областям Украины (Данные переписи населения 2001 г.).

Анализируя ситуацию, становится понятной обусловленность отличия у современных украинцев основных черт этноса, которые формируют национальную идентичность: родного языка (по внутреннему убеждению), религии (в Украине исторически представленные 3-и религии – православие, католицизм, мусульманство), этических норм, культурного наследия.

Опираясь на выше сказанное, можно утверждать, что последующее развитие Украины обусловливает необходимость преодоления этих разногласий в национальной идентичности ее населения.

Представим наиболее вероятные пути преодоления («сглаживания») основных «делений» украинского общества.

Исторические деления существуют лишь в памяти людей, поэтому государство может лишить общество комплексов «меньшего брата» и «homo sovieticus», исследуя и популяризируя наиболее самостоятельных, активных, независимых деятелей или учреждения, их творческие и политические идеи, отношения с другими государствами или успешный труд за границей, а также в целом исторические отрезки и их обстоятельства, когда нация максимально соединялась (сплачивалась). Примеры: освободительная борьба и соединение государства под Богданом Хмельницьким, национально направленная деятельность и произведения Тараса Шевченко, образование независимой Украины под предводительством Михаила Грушевского в 1917 г. и др. Исследование таких фигур как Иван Мазепа, Симон Петлюра, Степан Бандера нужно проводить объективно и показывать их противоречивую сущность, которая была вызвана тогдашними внешними делениями Украины.

Географические деления могут быть преодолены с помощью развития современных информационных средств и организации диаспор, которые включат отделенные части украинцев в единственную общественную жизнь.

Социально-экономические деления могут быть решены через развитие системы бюджетных отношений между Киевом и областями, с помощью которой будут обеспечены одинаковые условия жизни и ведения бизнеса во всей Украине. Возможности этой системы не безграничные; восточные промышленные области (потенциальные доноры) всегда будут стремиться к большим политическим правам, а следовательно, решение проблемы социально-экономические распределений невозможное без образования схожих  культурно-религиозных условий во всем государстве.

Религиозные деления могут быть частично решены лишь при условиях предоставления одновременно Ватиканом и Константинополем автокефалии греко-католикам и православным, образование единственной православной украинской церкви, налаживание постоянного общения и согласованной политике между ними, повышение уровня толерантности обоих обществ по отношению друг к другу. В наилучшем случае Украину ожидает пример Германии, где также присутствуют два географических религиозных центра – католики на юге и протестанты на севере и востоке (лютеране), но нет никаких противостояний как на государственном, так и на бытовом уровне, большая частица смешанных браков, а в одних и тех храмах проводятся богослужения разных церквей.

Языковые деления могут быть решены с внедрением более умеренной языковой политики государства относительно системы образования, культуры, СМИ, которые формируют общественное информационное поле во всех областях страны пропорционально к национальной структуре. В русифицированных регионах нужно образование во-первых единственного с украинскими культурного, а уже потом языкового пространства. Культурные потребности национальных меньшинств могут быть обеспечены через систему школ меньшинств и культурно-языковых центров, финансированных паритетно Украиной и МИД иностранных государств. На крупных предприятиях возможно также внедрить корпоративные кодексы, которые предусматривают общение на украинском языке.

Политические деления современного государства базируются на существующих культурных, религиозных и языковых противоречиях, поэтому государство и элиты должны приложить усилия к принятию подавляющим большинством населения ряда общенациональных идей. Главные расхождения между партиями должны сместиться к вопросу меры вмешательства государства в рыночные и социальные отношения. Внешнеполитические цели должны стать темой аналитических исследований и откровенной общественной дискуссии.

Придерживаясь приведенных рекомендаций, можно утверждать, что при условиях сохранения постоянства политики государства, процесс формирования современного украинского этноса, национальной идентичности выйдет из шестнадцатилетнего ступора.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Категория: Материалы на выступления (снминары, конференции и т.п.) | Добавил: shvon (10.04.2011)
Просмотров: 6507 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ЗАРАБОТОК
Социальные сети
Я в YouTube
Я в YouTube Я ВКонтакте