Вторник, 30.04.2024, 08:18
Приветствую Вас, Гость | RSS
Наш опрос
Как жизнь?
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Изданные в научной периодике

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

 

Пересадин Н.А., д.м.н., проф., Воронов В.С., к.э.н., доцент, Пронин С.В., ст.преподаватель

ГУ «Луганский институт труда и социальных технологий»

Ключевые слова: медицинская реабилитация, инвалиды, здоровье, социальная реабилитация, реабилитология


Постановка проблемы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень количества инвалидов на земном шаре в начале XVI века составляет 10% от всего населения планеты. Этот показатель вполне достаточный, чтобы считать исследование проблемы возвращения к активной жизни людей с ограниченными физическими возможностями актуальными [1, 23].

Однако единного взгляда на сущность реабилитации, ее цели и конкретные задачи долгое время не было. Да и сегодня одни понимают под реабилитацией преимущественно возобновление здоровья, другие – восстановление работоспособности, третьи ассоциируют этот процесс с возобновлением социального и правового статуса человека [3, 30-35; 11, 62-69].

В настоящее время в обществе все больше осознается возрастающая роль человеческого капитала в поступательном социальном прогрессе. Здоровый и социально-активный человеческий капитал создает всю сумму богатств, которой располагает цивилизация. Инвалиды (люди с особыми потребностями) составляют значительную часть современного социума. Обеспечить этим людям достойную активную жизнедеятельность и приличное качество жизни, помочь им в укреплении здоровья – задача социальных служб первостепенного значения, которая должна решаться «всем миром».

Если вспомнить определение ВОЗ относительно здоровья, то следует говорить о «состоянии полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто об отсутствии болезней и физических дефектов» [11, 23].

Инвалид того здоровья, которое касается обычных (практически здоровых) людей, как правило, лишен. По отношению к людям, которые здоровья в понимании обычных лиц лишены, общество особенно гражданское и цивилизованное, как правило, предпринимает всегда определенные усилия, исходящие из принципа: «богатый платит за бедного, здоровый за больного».

Реабилитации, т.е. полноценному восстановлению здоровья и социальной активности человека, придается ныне весьма важное значение в тех государствах, где о человеке действительно предметно заботятся.

В связи с реформированием социальной сферы в Украине четко оформилась тенденция использования передовых мировых технологий, форм и методов социальной работы в повседневной социальной практике. При этом, реабилитация, по сути дела, является приоритетным ее направлением. Однако, изучать данный вопрос необходимо комплексно, учитывая как особенности функционирования и взаимодействия субъектов социальной сферы с объектом ресоциализации, так и региональные особенности.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализируя различные информационные источники,   можно отметить, что термин «реабилитация» достаточно широк и многогранен, его интерпретация, зачастую, зависит от сферы употребления. В контексте статьи предложим две из них наиболее компетентных и раскрывающих суть данной дефиниции.

Проблема возвращения к активной жизни инвалидов имеет глубокие исторические корни. Впервые на международном уровне она рассматривалась в 1946 году на Вашингтонском конгрессе по реабилитации. С этого времени термин "реабилитация” (лат. rehabilitatio – возобновление) стал широко применяться в медицине. Были созданы многочисленные организации, которые включали в свое название слово "реабилитация”, среди них больше всего – Международное общество по реабилитации инвалидов (SCRD) [1, 31]

По данным современных исследователей Г.С.Юмашева и К.Ренкера реабилитация – есть не что иное, как адаптация инвалида к новым условиям деятельности. Она должна быть направлена на такие стороны его жизни:

во-первых, адаптацию на предыдущем рабочем месте;

во-вторых, реадаптацию – работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда;

в-третьих, адаптацию к новому месту работы в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к предыдущей профессии, но с меньшей нагрузкой;

в-четвертых, полная переквалификация со следующим трудоустройством [6, 48].

         В отношении реабилитации инвалидов более уместным, по нашему мнению, является дефиниция здоровья, предложенная известным исследователем В.П.Казначеевым - «здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни человека» [6, 13]. Этот термин, по нашему мнению, способен объять все виды реабилитации, которых насчитывают не менее девяти – медицинская, психологическая, педагогическая, социально-культурная (социокультурная), профессиональная, бытовая, физическая, спортивная и оздоровительная.

Под социокультурной, с учетом данных литературы, реабилитацией инвалидов мы понимаем взаимосвязанный комплекс мер (услуг), которые проводятся в интересах людей с ограниченными возможностями; предпринимаемые при этом конкретные целевые мероприятия должны, по нашему мнению, быть ориентированы на радикальное устранение или возможно более полную компенсацию расстройств, дисфункций и нарушении, а также ограничений жизнедеятельности человека, вызванных болезнью и/или травмой с более – менее стойким рассогласованием нормальных функций организма (дисфункциями). В социокультурной реабилитации в качестве главных "инструментов" восстановления жизнедеятельности, как правило, применяют средства культуры, творчества, искусства [3; 4; 6; 9; 16].

Целесообразность интенсивного подключения креативных начал личности индивида, а также различных направлений искусства и культуры в единую систему комплексной реабилитации инвалидов обоснована (по крайней мере в европейских государствах) основополагающей ролью выше перечисленных средств в развитии, актуализации и самореализации саногенного потенциала человеческой личности. Накопленный практический опыт социокультурной деятельности с инвалидами учреждений и организаций культурологической направленности в Европе убедительно подтверждает благотворное влияние средств культуры, искусства, креативно-творческого потенциала на образ и стиль жизни инвалидов с врожденными или приобретенными дефектами [20, 138].

Перспективное использование средств социокультурной реабилитации в процессе восстановления всех нарушенных вследствие болезни или травмы функциональных констант человека способствует формированию у инвалида оптимизирующих духовно-нравственных и социальных базисных установок, обеспечивает нарастание чувства уверенности инвалида в текущей и предстоящей жизни, способствует его успеху и стабильному процветанию несмотря на явные физические (и прочие) дефекты [20, 143].

Нерешенные ранее аспекты проблемы. Проведенный нами сравнительный информационный анализ зарубежного и отечественного опыта убедительно продемонстрировал большую значимость интегративной реабилитации как для самих инвалидов, так и для социума в целом. В Украине, к большому сожалению, данное направление пока еще не получило необходимой общественной поддержки. Многие виды хорошо зарекомендовавшей себя в мире реабилитационной деятельности являются по сути дела плодом поиска и энтузиазма отдельных реабилитологов или работников социально-культурной сферы, опирающихся на поддержку местного руководства или отдельных предпринимателей и некоторых украинских Фондов [18, 307].

Для развития действенных механизмов социальной реабилитации инвалидов при опоре на общедоступные средства культуры, искусства и творчества необходимо решение наиболее актуальных и приоритетных проблем, для чего следует:

- сформировать и четко презентовать правовое поле для социокультурной деятельности преимущественно в интересах лиц с ограниченными возможностями, разработать юридические основы для легализации системы социокультурной реабилитации инвалидов, проживающих в крупных индустриальных центрах и на селе;

- использовать программно-целевой метод эффективного управления в оптимальном решении жизненно важных вопросов социокультурной реабилитации, в том числе в программ и «пакетов программ» реабилитации инвалидов;

- добиваться конструирования должной постоянно функционирующей инфраструктуры для оптимизации качества жизнедеятельности инвалидов, включая открытость и доступность учреждений культуры и искусства, а также широких возможностей творческого труда (в том числе и благодаря виртуальным сетям Интернет и компьютерным возможностям, специально адаптированным к физиологическому состоянию конкретного инвалида);

Постановка задачи.

Главные направления эффективной социокультурной реабилитации инвалидов (если их суммировать в общем виде) таковы:

1. Информационно-просветительское направление (с целью дальнейшей оптимизации образовательного уровня). Это направление предполагает устранение пережитков и недостатков бытующего на сегодняшний день отношения социума к инвалидам ("урод" и "инвалид" ныне являются в бытовой речи бранными выражениями). Пора менять и отношение самих инвалидов к обществу. Существующее сегодня состояние этого вопроса оставляет желать лучшего. Инвалиды   зачастую ощущают себя изгоями и некоторые даже пытаются "мстить" обществу теми или иными подчас "кровавыми" способами (СПИД-терроризм и т.д.).

Итак, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений является одним из ключевых направлений.

2. Проблема пространства личного времени: данный вопрос не является таким простым, каким он представляется на поверхностный взгляд.

Действенная организация и заполнение досуга людей с особыми потребностями для удовлетворения духовных и физических нужд инвалидов чрезвычайно важны. Примером здесь может послужить опыт такой страны, как Дания. В данной стране государственные службы, отвечающие за инвалидов, помогают этим людям решать даже сексуальные проблемы. Для инвалидов, отстраненных в силу болезни или травмы от общества, крайне трудно бывает найти свою вторую "половину". Общество идет им навстречу и в определенные сроки, оговоренные в соответствующих учреждениях и инстанциях, на дом к одиноким инвалидам выезжают "жрицы" любви, услуги которых оплачены государством.

Вполне понятно, что досуг является уникальным пространством для образования человека, формирования его личностных и гражданских качеств, расширения кругозора и обмена ценностями разных народов и этносов, отдельных индивидов.

Реабилитологи рассматривают досуговую активность как переход инвалидов от преимущественно потребительского отношения к окружающему миру - к производительной, конструктивной деятельности со свободой выбора когнитивных занятий (дистанционное обучение на протяжении всей жизни), а также целенаправленных активных действий, отвечающих способностям, задаткам, разумным пристрастиям и увлечениям конкретного индивида, потерявшего здоровье. Изложение основного материала.

Проведенный информационный анализ уже заявивших о себе взрослых, подростковых, детских и разновозрастных объединений (общностей) инвалидов Украины дает нам право утверждать, что в настоящее время имеет место большое число объективных и субъективных факторов (социально-экономических, духовных, бытовых, ситуационных, личностно-психологических и т.д. и т.п.), формирующих различные уровни отношений инвалидов к пространству своего свободного времени:

а)   инертный, пассивный, равнодушный;

б)   потребительский, отчасти иждивенческий и полупаразитический;

в)   активный, креативный, преодолевающий сопротивление, творческий.

По нашему мнению, социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями должна быть сориентирована не только на оптимизацию материальной и финансово-экономической стороны их досуговой деятельности, но и на психолого-педагогическую переориентацию и новую, более сильную мотивацию в выборе наиболее рациональных и креативных видов и способов их времяпрепровождения.

Считается наиболее рациональным настроить инвалидов и членов их семей на активный поиск самостоятельных решений и инициатив в сфере их свободного времени, на переоценку досуговой ситуации. Задача – вывести людей с ограниченными возможностями из статичного состояния, превратившегося в привычку и тормозящего рост человеческой личности и наращивание ее потенциала.

Как показывает социальная практика передовых стран, наиболее интересны и весьма перспективны так называемые интерактивные досуговые технологии, именно они говорят об огромных потенциальных возможностях социокультурной реабилитации. С использованием технологий возрастает роль и значение таких моментов, как соревновательность, взаимоуважение, внимание и доверительность, индивидуальный подход. Многие инвалиды непринужденно и естественно ощущает себя в диалоговых программах, в различных дискуссиях, клубах-кафе и иных современных формах взаимодействия с такими же как они сами (Программы «Тет-а-тет», «равный-равному» и др.).

Все большую популярность приобретают и разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в отношении инвалидов.

По нашему представлению и исходя из международного опыта, ключевой момент здесь – улавливать новейшие тенденции в прогнозировании содержания досуговых программ, организовывать и обеспечивать инвалидов книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами (типа "Адреса милосердия" и др.). Нельзя забывать и об игротерапии, использовании игр для оздоровления восстановления сил, об оздоровительных мероприятиях,активных занятиях физической культурой, в том числе с помощью восточных технологий (Тай-цзы, Цигун и т.д.).

Содействовать инвалидам в посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий – важная задача социокультурной реабилитации.

3. Коррекционное направление предполагает полное или частичное устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и иных упущений. Принято в этой связи выделять:

Особо следует сказать о таких трех оставшихся важных направлениях:

а)     познавательное (оно ориентировано на приобретение инвалидами фундаментальных знаний, представлений и понятий о реальных явлениях, осознание окружающей действительности, неразрывной связи со всеми людьми, использования знаний в практической работе с целью преобразования мира);

б)     лечебно-оздоровительное направление (предполагает активизацию резервов и ресурсов организма, способствует формированию и поддержанию "в хорошей форме" позитивного эмоционально-психологического фона и через все эти механизмы достижение должного оздоровительного эффекта). Здесь уместен широко известный пример Валентина Дикуля и доктора Красова из документальной повести журналистки Валерии Гордеевой.

в) направление эмоционально-эстетического воздействия (ориентировано на чувственное освоение самим человеком окружающего мира, сущности и творчества по законам красоты). Эмоциональная составляющая позволяет получать эстетическую радость, удовольствие и наслаждение, что существенно оптимизирует образ и стиль жизни инвалида.

В последнее время много обсуждений в литературе вызывают технологии социокультурной реабилитации. Перечислим главные из наиболее популярных:

- анимационная терапия (социально значимые акции, творчество в группе, участие в массовых коллективных мероприятиях; тут выделяют особо клубы общения, групповую психотерапию, всевозможные тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены устное и письменное описание содержания собственных сновидений, фантазий и т.д.). Ведущим методом анимационной терапии является художественное творчество.

- арттерапия (использование средств изобразительного искусства через рисунок и изображение человек отражает свое внутреннее состояние, различные переживания без акцента на художественные достоинства создаваемого им произведения). Особенно эффективно сочетание арттерапии с музыкотерапией. Такой комплекс воздействий особенно популярен в Германии и Австрии

- библиотерапия – социально-культурная реабилитационная технология с использованием книжно-печатных материалов (художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, поэтические клубы, тренинг-конкурс на скорочтение, выставки книг). Библиотерапия тесно связана с терапией литературным творчеством.

Остальные направления перечислим в порядке их наиболее частого использования:

музыкотерапия;

эстетотерапия;

театротерапия;

терапия творческой фотографией;

коммуникативные технологии (вербальное и невербальное общение);

сказкотерапия;

терапия физической культурой и спортом;

иппотерапия;

дельфинотерапия;

виртуально-кромпьютерные реабилитационные программы [14, 48-51].


В условиях развития Донбасского региона, учитывая его индустриализацию, постоянно регистрируется рост количества людей, относящихся к категории людей с ограниченными возможностями. Именно данной категории населения отводится особая роль в функционировании социальных отношений не только в Украине, но и во всех развитых странах мира.

Так как процесс реабилитации носит всесторонний характер, поэтому базисные ценности личности человека, имеющего особенные потребности, должны в обязательном порядке учитывать свободное творческое развитие инвалида на основании популярное в настоящее время педагогики жизнетворчества; учитывать также необходимо преодоление, компенсацию и восстановление телесного, духовного и нравственно-морального здоровья, которые у этого человека были нарушены или расстроены в силу тех или иных обстоятельств (врожденных или приобретенных). Особого внимания заслуживают процессы привития, стимуляции и поощрения (в виде трудоустройства на льготных условиях) научно-исследовательских претензий людей с ограниченными возможностями. Тоесть, подводя итог выше сказанному, можно сформулировать общую цель социально-реабилитационных мепроприятий людей с органиченными возможностями – повышение качества жизни. Это и послужило целью и задачей работы.

Исходя из выше перечисленных позиций, под реабилитацией инвалида как таковой следует понимать процесс всестороннего (комплексного) восстановления жизенного потенциала и состояния здоровья, структурно-функциональных возможностей (анатомо-физиологического статуса организма), трудоспособности и креативности человека, нарушенных в следствии заболеваний, травм и (или) другий неблагоприятных физический, химических, производственных и социальных факторов, развивая при этом новые, актуальные на данном этапе развития украинского общества, умения и навыки.

В рассматриваемом нами плане задачей комплексной реабилитации является полноценное восстановление здоровья и трудоспособности человека посредством комплексного, взаимодополняющего, поэтапного применения различных клинических, социальных и психологических средств и методов, ориентированных на максимальное возвращение к норме нарушенных структурно-функциональных способностей организма, а в случае невозможности осуществления этой гуманной цели – совершенствование заместительно-компенсаторных и адаптационных возможностей (репаративные, регенерационные, адаптационные процессы).

Современные методы повышения качества жизни инвалидов должны проводится интегративно под эгидой органов социальной сферы. Иными словами местные органы социальных служб должны принимать максимально активное участие в активизации жизнедеятельности указанной группы населения по следующим направлениям:

восстановление здоровья совместно с медицинскими учреждениями (огранами здравоохранения);

оптимизирование оздоровительного потенциала совместно с органами и учреждениями физической культуры и физического воспитания;

организация профилактическо-производственной учебы в производственной и непроизводственной            сфере в зависимости от места службы либо работы реабилитанта;

бытовая реабилитация – обучение и доведение инвалидов до возможности самообслуживания.


 Говоря о реабилитации людей с ограниченными возможностями в современных условиях развития украинского государства, необходимо учитывать региональный аспект. Поэтому для крупных промышленных регионов, к которым относится Донецкий бассейн, характерным является приобщение лиц с особыми потребностями (особенно шахтеров, работников металлургического и химического производства) к запланированным (плановым) реабилитационным процессам как на базе производственных предприятий и организаций, так и вне их [13, 63].

Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод о необходимости внедрения комплексных методов реабилитации людей с ограниченными возможностями в повседневную практику (как производственную так и внепроизводственную).

Конкретные медицинские меры реабилитационных воздействий должны включать, исходя из нашего практического опыта и в соответствии с данными современных информационных источников:

- восстановительные методы лечения, осуществляющиеся в медицинских учреждениях, в специализированных реабилитационных центрах, в амбулаторной, стационарной или амбулаторно-стационарной формах помощи инвалидам. Терапевтические мероприятия болжны составлять выбранные специалистами в соответствии с потребностями индивида фармако-медикаментозные, оперативно-хирургические, физические, психологические и иные методы, перечисленные нами выше (см). В терапевтический реабилитационный комплекс входят, как правило, меры социально-производственной адаптации, индивидуальный подбор вспомогательных методик и их медико-техническая адаптация к конкретному индивиду-инвалиду;

- санитарно-курортное лечение, проводящееся как в специализированных учреждениях, так и в учреждениях общего профиля; санаторно-курортная терапия [12, 335-336].

Перспективы дальнейших исследований: Указанная нами проблема носит актуальный и длительный характер. Говоря о реабилитации людей с ограниченными возможностями необходимо помнить о причинах возникновения социального противоречия (инвалидность, дезадаптация, дезинтеграция и пр.). Поэтому в перспективе исследования затронутой проблемы необходимо проанализировать самые актуальные формы социальной дезадаптации, «делая ударение» на инвалидности, учесть наиболее частые формы и места ее приобретения, с целью налаживания первичной профилактики. Учитывать и изучать особенности направленности той производственной сферы, в которой занят индивидум-реабилитант. Учитывая особую роль личности реабилитолога в процессе реабилитации, становится актуальным вопрос обладания реабилитологом всем комплексом реабилитационных форм и методов, необходимость постоянного повышения квалификации в данном вопросе, самообучнение и самообразование. Поэтому при проведении дальнейших  исследований в контексте выбранной темы, особое внимание необходимо уделять личности реабилитолога, его профессиональным умениям и навыкам, приоритетам и чаяним (стремлениям).

Выводы. Каждое из отдельно взятых направлений реабилитации – это значительный пласт работы, поэтому под термином "реабилитация” на сегодня нужно понимать не отдельное самостоятельное направление работы, а комплекс социальных, юридических, медицинских и физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают адаптацию инвалида к среде проживания, актуализируют его внутренний потенциал.

Очевидно, рассморенный нами перечень направлений реабилитации не является исчерпывающим, так как сама содержательность и глубина термина подразумевает постоянные научно-практические поиски. Однако, с уверенностью можно сказать, что адаптация людей с ограниченными возможностями к быту, семье являются, пожалуй, самыми важными аспектами которые говорят о приспосабливаемости реабилитанта к самообслуживанию и участию в коллективном ведении домашнего хозяйства. Этот шаг должен быть первым в процессе реабилитации личности, без него теряют эффективность ее последующие этапы.

Главная проблема служб, осуществляющих реабилитационный процесс, заключается в низкой материальной компенсации специалистов, хотя работа с инвалидами требует определенного уровня мотивированности специалистов и волонтеров. Поэтому выявление стимулов и мотивов, которые подталкивают и привлекают людей к этой тяжелой работе, имеет важное значение для повышения качества подготовки специалистов социально-медицинской реабилитации.

Очевидно, что направления, формы и методы, использующиеся при реабилитации людей с ограниченными возможностями напрямую зависят от регионального (экономико-географического) фактора. Влияние патогенных веществ и микроорганизмов на организм человека приводят не только к прогнозируемым физиологическим патологиям, но и к патологиям генного характера, что является более значимой проблемой. Однако, она выходит за рамки социологического знания и становится приоритетом клинических дисциплин.

Анотация. В статье рассматриваются основные аспекты и проблемы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях промышленного региона Донбасса. Выделены главные направления эффективной социокультурной и медицинской реабилитации инвалидов. Предложены комплексные методы реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Анотація. В статті розглядаються основні аспекти і проблеми реабілітації людей з обмеженими можливостями в умовах промислового регіону Донбасу. Виділені головні напрями ефективної соціокультурної і медичної реабілітації інвалідів. Запропоновані комплексні методи реабілітації людей з обмеженими можливостями.

Summary. The article is considered the basic aspects and the problems of a rehabilitation for the persons with special needs in the Donbass industrial region’s conditions. It is stressed the main directions of an effective socio-cultural and medical invalid’s rehabilitation. The complex methods of a rehabilitation for the people with disabilities are recommended.

Категория: Изданные в научной периодике | Добавил: shvon (10.04.2011)
Просмотров: 2867 | Теги: СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ЗАРАБОТОК
Социальные сети
Я в YouTube
Я в YouTube Я ВКонтакте